Губарь Галина Александровна, учитель основ православной культуры, МХК и искусства МБОУ СОШ №1,
Почетный работник образования России.
РОЛЬ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Вероятно, никто не будет спорить, что религия — это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в зависимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность человеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать.
Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного — живущего по законам какой-либо строгой и изолированной секты, а другого — ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Мы увидим между ними большую разницу. Почему?
Потому что религии обычно свойственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции :
-религия, являясь мировоззрением, т. е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.
-религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.
-человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость
- религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов.
- религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств
-религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие, подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам.
-религия способствует упрочению и закреплению определенных общественных порядков, традиций и законов жизни.
Сегодня Россия переживает глубинный системный кризис всего бытия, который особенно опасным образом проявляется в демографии. Как сказал еще 7 лет назад митрополит Иоанн (Снычев), "если не остановить страшный процесс вымирания русского народа, то и за все остальное можно не браться — все равно, через несколько поколений некому будет оценивать результаты".
Как известно, по статистике, семья (муж и жена) для того, чтобы воспроизвести свою численность в следующем поколении должна иметь 2,15 детей. 0.15 — это среднестатистический отсев из-за естественной смертности. На практике большинство семей имеют 1 ребенка или не имеют вообще. По справочным данным Госкомстата в настоящее время среднее количество детей на семью составляет 1.17.
Важнейшие социологические параметры, позволяющие оценивать благоприятные и неблагоприятные условия для возрождения России приведены в нижеследующей таблице:
Число детей в православной семье |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|||||
Коэффициент воспроизводства семьи |
1.5 | |
2 |
2.5 |
3 |
3.5 |
||||||
Год минимума численности населения |
2121 | |
2081 |
2066 |
2051 |
2045 |
||||||
Численность населения в минимуме (млн.) |
45.2 | |
77.8 |
100.1 |
115.6 |
125.4 |
||||||
Год выхода на стартовую численность населения (150 | млн.) |
_ * |
2135 |
2097 1 |
2077 | |
2064 |
||||||
(Данные из статьи «Спасение России через семейный подвиг?» В Мальцев и А.Максимов)
Речь в статье идет о семейном подвижничестве . Но только ли необходимо сегодня решить демографическую проблему на разных уровнях : за 250 тысяч рублей или призывом церкви вернуться к традициям многодетных семей на Руси ( иметь 7-9 детей считалось делом естественным и нормальным).
Но не только родить полноценных детей, но дать им полноценное воспитание-это задача намного труднее первой. Потому что все азы воспитания закладываются с первых минут жизни малыша. Воспитывает нежная улыбка матери и строгий голос отца, ласковые руки бабушки и колючие усы дедушки. Все в доме воспитывает : от цвета обоев в детской комнате до марки семейного автомобиля. Можно много рассуждать на темы воспитания ребенка в школе, но наконец-то осознана важность домашнего, семейного воспитания. Слава Богу появился даже закон в этом году. Должно стать лучше. Уже время показывает.
Будучи в Краснодаре не один раз, убеждаешься, что о проблеме воспитания задумывались давно. Одними из первых, кто предоставил нам опыт православного воспитания, были не семьи, а первый Детский дом на Кубани при храме Рождества Христова. Там рассказывали присутствующим учителям ОПК о том, как нужно по плану воспитывать добродетельные понятия у ребят. Мы их, конечно, будем воспитывать. Это наш профессиональный долг. Но мне до сих пор больно от того, что делаем это мы- учителя, а не родители, которые не смогли-то одному ребенку объяснить, что такое вера, надежда и любовь, доброта и совесть. А в 9 классе в сентябре рассказать о родительском благословении, а в мае том, что семья-малая церковь.
Не хочется думать о грустном. Нам нужно помогать родителям, чтобы они восстанавливали и сохраняли православные семейные традиции воспитания. Чтобы от них дети узнали о Рождестве и Пасхе, чтобы их дети смогли написать потом такие удивительные строки :
Как жаль, что не вернуться в прошлое
И там чуть-чуть исправить жизнь свою…
Прошли года плохие и хорошие,
И вот перед иконой вновь стою.
Бабушки нет. Но есть икона светлая –
В небесный мир открытое окно…
Любить, прощать и веровать-
И ничего другого не дано.
стихи Надежды Тананко, победителя Краевого конкурса учителей ОПК.