В преподавании
Основ православной культуры важно дополнительное образование, внеклассные занятия. Можно предложить готовую мою собственную авторскую программу проведения кружка
"Искусство и православие", которая составлена с учетом последних требований. Программа получила Диплом лауреата на Краевом конкурсе программ по дополнительному образованию.
Технология опыта проведения занятий в детском объединении
«Искусство и православие»
Школьникам остро необходимы две вещи:
знания и общение.
Они должны получать и то и другое.
Занятия детского объединения «Искусство и православие» предназначены для удовлетворения потребности учащихся в специфических знаниях в области искусства и православной культуры, мировой художественной культуры.
Программа реализуется в процессе деятельности детского объединения «Искусство и православие». Вся работа объединения осуществляется в нескольких направлениях: изучение и получение литературоведческих знаний, отечественных православных обычаев и традиций духовно - нравственного воспитания детей, выявление творческих и художественных способностей детей; привитие интереса к искусству и культуре родного края; эстетическое воспитание, самостоятельная творческая деятельность.
При организации работы с учащимися мною используются самые различные педагогические технологии, такие как личностно-ориентированное обучение, использование ИКТ, проблемное обучение, формирование компетентностей учащихся, интегрированность обучения.
В качестве теоретической платформы обучения взяты эстетические воззрения Ф. М. Достоевского, выраженные в словах «красота спасет мир», и педагога Сухомлинского, который эту мысль ввел в теорию воспитания красоты «через красивое к человечному».
Цель моей методики - силой воздействия различных искусств в их комплексе с православной культурой сформировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость.
Задачи методики - развить образное мышление, художественный вкус, приобщать к пониманию искусства и православия в органическом единстве, создавать условия для живого общения учащихся во внеурочной деятельности с произведениями мирового искусства и православной культуры.
Наиболее часто мною используется методика Л. М. Предтеченской. Особенностью ее методики является система построения художественно - педагогической драматургии занятий. «Взволновав, заставить задуматься», - таков основной девиз Л. М. Предтеченской.
Формы проводимых занятий самые разные - информационного типа, лекция, встреча с интересными людьми, семинар, представление нового, дискуссия, зачет, обзор материала и другие. Любое занятие должно быть актуально в контексте системы дополнительного образования школьников.
Занятие - это произведение искусства и строить его надо по законам искусства, т. е. театрального искусства. Занятие начинается с составления сценария. Изначально ставится проблема, даже вычленяются иногда 2-е проблемы и должен быть катарсис - потрясение в душе, душевная разрядка, подобная той, которую испытывают зрители в процессе сопереживания.
Занятие часто разделено на этапы, которые должны иметь логический смысл и учитывать работу учащихся, и вопросы к ним педагога:
1. Экспозиция (тема на доске, обоснование выбора эпиграфов, портретов иллюстрационного материала, музыки информационного материала и другое).
2. Формулировка проблемы содержит основную задачу, которую необходимо решить в процессе исследования учебного материала.
3. Разработка проблемы может производиться путем подачи информации учителем или самостоятельной работой учащихся.
4. Кульминация занятия - наивысшая точка напряжения в развитии ответственный момент, предрешающий развязку. Это подход к открытию чего-то нового, необычного.
5. Развязка. Обычно включает закрепление знаний.
Используя основные положения методики Л. М. Предтеченской, занятия кружка можно превращать в театральное действо.
В этапы занятия входят различные виды эпиграфов: литературный, художественный, музыкальный.
Особо важна терминологическая работа, без которой не обходится объяснение материала, закрепление, обобщение.
Уже с самого первого занятия в 8 классе - «Основные этапы истории становления и развития искусства как вида деятельности», необходимо решать все названные задачи, и строить его по принципу художественно-педагогической драматургии.
Из опыта проведения занятий, подготовленных по принципу художественно-педагогической драматургии, можно отметить заинтересованность и желание учащихся выделиться индивидуальными качествами. Но на протяжении всего времени работы в объединении учащиеся выполняют творческие задания различного типа.
Занятие на тему «Направления и стили, жанровое разнообразие в искусстве» одно из первых, поэтому творческие работы детей выявляют потенциальные возможности каждого ребенка, его склонности, творческие способности, симпатии к какому-нибудь виду искусства и т.д. Все это помогает мне в дальнейшем проводить дифференцированный подход к каждому их учащихся. Кроме того, выявление и учет, развитие склонностей и способностей детей позволит разделить их на творческие группы: «Литераторы», «Музыканты», «Художники». Уже в первый год обучения в кружке с отчетом выступали группы "литераторов" (инсценировка небольшой пьесы «Из жизни искусств»), «Музыкантов» (проводилась игра «Угадай мелодию»), «Художники» сделали ряд рисунков-загадок.
Основным средством обучения на занятиях является постановка вопросов-проблем. Подбор их производится таким образом, чтобы он был актуален и современен, злободневен и значим.
Например, проблемный вопрос, в основу которого положено высказывание «Нет ничего прекраснее, чем человек» Софокла, вызывает ответный вопрос: «А войны, тоже разжигает человек. Так все-таки нет ничего ужаснее, чем человек?» Вопрос на занятии превращается в диспут на эту тему и вызывает интерес у ребят.
Не менее интересной для учащихся является работа над вопросом о силе искусства. Ребята пытаются понять, почему четыре года Микеланджело расписывал «Сикстинскую капеллу» до такой степени, что его тело по окончанию работ оказалось обезображенным, или почему 90-летний Тициан-слепой - писал пальцами «Святого Себастьяна», доводил до совершенства мазки так, что, казалось, недоставало только дыхания? Что ими двигало: корысть, желание прославиться, честолюбие или что-то иное, никому неведомое?
На занятиях такие проблемные вопросы, которые являются вечными: жизнь и смерть, любовь и ненависть, война и мир и др. Например:
1. Влияние войн на жизнь общества и культуру.
2. Мы и искусство.
Для разрешения этих проблем учащимся приходится пользоваться информацией, которая более известна им в процессе изучения истории, обществоведения. Дополняя знания о развитии культурного процесса в свете этих же проблем, ребята составляют целостную картину историко-культурного и общественного развития страны в определенный период, причем используют при этом дополнительные источники информации, знакомясь с биографиями шедевров и их авторов в области литературы, живописи, музыки, архитектуры, скульптуры, кино, театра и т.д.
Обсуждение и разрешение проблем на занятии служит действенным средством нравственного воспитания учащихся. Вопросы «Роль искусства в жизни моих сверстников» или «Какое искусство мы можем назвать легким» или «Роль искусства в жизни общества» создают атмосферу дискуссии, спора и выявляют гражданскую позицию детей.
Учащиеся по желанию выбирают тематику устных и письменных сообщений по теме занятий. В результате чего появляются прекрасные выступления о людях искусства и культуры, о православной культуре и многом другом. Все эти работы, несомненно, обогащают не только знания учащихся, но и их духовный мир, воспитывают в них чувства гуманизма и гражданственности, патриотизма и, вооружая их опытом поколений творческих людей, гениальных в своем роде, помогают учащимся «открыть в себе человека» (Достоевский) способность наслаждаться искусством и культурой.
Важной задачей в процессе проведения занятий в кружке является развитие у учащихся понимания искусства, способность быть читателем, зрителем и слушателем, т.е. способность и стремление воспринимать потом художественную культуру и православное искусство в течение всей жизни. С этой целью необходимо дается сумма знаний, помогающих раскрыть перед воспитанниками наиболее важные закономерности сложного процесса культуры, распознать особенности образного языка искусств.
При организации самостоятельной работы детей важным остается - научить их самостоятельно воспринимать и оценивать явления художественной культуры, осмысливать искусство, искать связи между художественными явлениями. Помочь отобрать единственно важный для ученика материал для самостоятельной работы - задача педагога. В ходе работы необходимо организовать не только готовность и способность воспринимать искусство, но и удерживать и направлять их внимание на протяжении всей самостоятельной работы. Конечно, важными будут знания, полученные самостоятельно, но главное здесь не перегрузить ребенка всевозможными требованиями.
Гераклит Эфесский сказал: «Многознание уму не учит». Тем самым, подчеркнуть надо умеренность задач, стоящих перед воспитанниками, выполняющих различного рода самостоятельные работы (сообщения, доклады, рецензии, рефераты и т.д.). Организация самостоятельной работы предусматривает наличие интересных заданий, которые хочется выполнять, и наличие материалов, при помощи которых эти задания можно выполнять.